Описание датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости, является, датчиком температуры двигателя (ДТД) и представляет собой термистор т.е. полупроводниковый резистор, сопротивление которого изменяется от температуры. Датчик ввернут в проточный патрубок охлаждающей системы двигателя  и постоянно находится в потоке охлаждающей жидкости. При низкой температуре двигателя датчик имеет высокое сопротивление (около 100 кОм при -40 °С), а при высокой температуре — низкое (10—30 Ом при 130 °С). Электронный блок управления двигателем (ЭБУ-Д) подает к датчику через сопротивление определенной величины стабилизированное напряжение 5 В и с помощью делителя измеряет падение напряжения на датчике. Оно будет высоким на холодном двигателе и низким, когда двигатель прогрет. По измеренному падению напряжения на датчике блок управления определяет температуру охлаждающей жидкости. Эта температура влияет на работу большинства систем, которыми управляет электронная автоматика.

Например, по температуре двигателя корректируется состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси): для холодного двигателя смесь должна быть обогащена, для прогретого обеднена. Угол опережения зажигания также корректируется по температуре двигателя.

Обрыв (плохое соединение) в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости интерпретируется в ЭБУ-Д как низкая температура двигателя. ТВ-смесь при этом излишне обогащается, и двигатель начинает работать неэкономично, загрязняет окружающую среду. В регистраторе неисправностей (в памяти ЭБУ-Д) будет записан код «Работа двигателя на богатой ТВ-смеси».

 

Рис. 1. Датчик температуры охлаждающей жидкости на двигателе автомобиля

Замыкание в цепи или неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости интерпретируется в ЭБУ-Д как перегрев двигателя. Система впрыска топлива будет формировать переобедненную ТВ-смесь, и работа двигателя станет неустойчивой В памяти регистратора ЭБУ-Д запишется код неисправности «Работа двигателя на бедной ТВ-смеси».

Датчик температуры охлаждающей жидкости следует проверять в следующих случаях:

• при обнаружении в регистраторе неисправностей соответствующих кодов;

• при затрудненном пуске, неустойчивой работе или остановках двигателя на холостом ходу;

• при повышенном расходе топлива, детонации или повышенной концентрации СО в выхлопных газах;

• при негаснущей контрольной лампе «перегрев двигателя» (если имеется).

 

Рис. 2. Внешний вид и расположение датчика температуры охлаждающей жидкости:

а – внешний вид ДТОЖ (дет. 2112-3851010); б – расположение ДТОЖ на а/м семейства 2108, 2110; в – расположение ДТОЖ на а/м 21214.

Температура охлаждающей жидкости.

Тепловой режим работы двигателя является важной составляющей, отличающей работу автомобиля под управление электронной системы. Имея на борту датчик, по которому определяется температура охлаждающей жидкости, система управления автоматически вносит коррекцию в основные параметры работы двигателя, что позволяет оптимизировать запуск двигателя в холодное время и обеспечить хорошие ездовые качества на«холодном» автомобиле, во время включить вентилятор системы охлаждения и т.д.

 

Рис. 3. Гистерезис перехода системы из режима холостого хода в режим нагрузки

 

Рис. 4. Зависимость оборотов холостого хода от температуры охлаждающей жидкости

Параметр температуры двигателя изменяется от–50 до150°С с точностью до одного градуса.

Пусковые режимы предполагают начальную подачу топлива в двигатель, зависящую от текущей температуры. Пока двигатель не завелся– вращается стартер, подача топлива продолжает определяется в основном температурой охлаждающей жидкости. После успешного пуска обороты двигателя на холостом ходу устанавливаются в соответствии с графиком (рис. 4).  Из графика видно, что по мере прогрева двигателя обороты холостого хода устанавливаются на минимальном значении для данного  двигателя.

Все параметры управления в нагрузочных режимах корректируются в соответствии с температурой охлаждающей жидкости. При повышенных температурах существует и коррекция угла опережения зажигания.  Вентилятор  системы  охлаждения  включается  блоком  управления  с  температурным  гистерезисом (рис. 5).

 

Рис. 5. Гистерезис включения/выключения вентилятора системы охлаждения