Система нейтрализации отработанных газов

Система нейтрализации отработанных газов

Часть автомобилей ВАЗ (в зависимости от комплектации) оснащается системой нейтрализации отработавших газов, основным элементом которой является каталитический нейтрализатор.

Нейтрализатор устанавливается в системе выпуска отработавших газов между приемной трубой и дополнительным глушителем. Применение каталитического нейтрализатора дает значительное снижение выбросов углеводородов, оксида углерода и окислов азота с отработавшими газами при условии точного управления процессом сгорания в двигателе.

Наиболее полное сгорание топливоздушной смеси и максимальная эффективная нейтрализация вышеупомянутых токсичных компонентов отработавших газов обеспечивается при отношении воздуха к топливу 14,6…14,7 к 1, т.е. 14,6…14,7 кг воздуха на 1 кг топлива.

При эксплуатации неисправного двигателя нейтрализатор может выйти из строя из-за тепловых напряжений, которым от подвергается при  окислении избыточных количеств углеводородов. Другой возможной причиной выхода из строя нейтрализатора является применение этилированного бензина. Содержащийся в нем тетраэтилсвинец за короткое время выводит из строя датчик кислорода и нейтрализатор. При тепловых напряжениях керамические блоки нейтрализатора могут разрушиться (закупориться), вызвав повышение противодавления. На работающем двигателе (при 2500 об/мин) величина противодавления должна составлять не более 8,6 кПа (0,09 кгс/см2). Противодавление измеряется с помощью манометра, устанавливаемого в отверстие вместо датчика концентрации кислорода.

Применяемость нейтрализаторов в зависимости от типа системы впрыска приведена в приложении 1.

Рис. 1. Нейтрализатор:

а – нейтрализатор (дет. 2110-1206010); б – нейтрализатор с дополнительным глушителем в сборе (дет. 21214-1200018); в – нейтрализатор 2108-1206010-30; г – нейтрализатор 2112-1206010-10.